Советы родителям

 

«Родителям о детях»

         Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества.
За прошедший год на дорогах города Москвы, совершено более 1 тыс. ДТП с участием детей, в которых 25 детей погибло и 1231 ранено.


Основными причинами несчастных случаев на дороге являются:

   неумение прогнозировать дорожную обстановку;
•   незнание мер обеспечения безопасного движения;
•   отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;
•   нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним;
•   подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице;
•   неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим ПДД;
•   недисциплинированность, потеря бдительности.
Объясняется это возрастными особенностями детей. А избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста. Причем только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий и правильного действия в каждой ситуации, без самодисциплины и самоконтроля, не может гарантировать безопасности на дороге.
Основной способ формирования у детей навыков поведения наблюдения, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителям. Многие родители, не понимая этого сами, личным примером обучают детей неправильному поведению.
При рассмотрении проблемы обеспечения безопасности движения людей, особого отношения требуют внутренние, психологические свойства личности. В психологических исследованиях был выявлен целый ряд психологических качеств, которые негативно сказываются на результатах взаимодействия участников дорожного движения.

Основными из них являются:
•   неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения;
•   повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность;
•   несдержанность, склонность к конфликтам;
•   высокая напряженность, взвинченность;
•   плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность;
•   безразличие к общественному мнению;
•   чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность;
Все это говорит о том, что по своим индивидуальным качествам люди перед опасностью неравны! Согласно данным статистики, подавляющее число дорожно-транспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей, пешеходов). Поэтому проблема обеспечения безопасности дорожного движения оказывается не только технической или организационной, но и значительной степени психологической.
Практическое обучение детей наблюдению должно проводиться родителями с первых прогулок по улице вместе с детьми. Без специальных навыков ребенок иногда оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. Формирование навыков наблюдения, предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для этой цели желательно использовать каждое пребывание на улице с ребенком. Весьма удобно использовать для этих        целей движение родителей с ребенком в школу и обратно, соблюдая следующие рекомендации:


•   Выйти из дома заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкать ходить по улице, не торопясь.
•   Ускорять шаг или бежать не рекомендуется. В любом случае перед выходом на проезжую часть нужно остановиться и переходить размерным шагом, ибо пешеход может лучше наблюдать, когда идет шагом.
•   Увидев автобус, стоящий на противоположной стороне, не бегите! Объясните ребенку, что это опасно, и  подождите следующего.
•   Выходя на проезжую часть улицы, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он также должен привыкнуть, что при переходе надо молчать и наблюдать. Исключение делается для нескольких фраз, при помощи которых внимание ребенка обращается на те или иные машины, сигналы и т.д.
•   Следите за тем, чтобы переходить улицы не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, для чего это делается – для лучшего наблюдения за машинами.
•   Там, где есть светофор, переходить только на зеленый сигнал. Ребенок должен привыкать, что на красный или даже желтый сигнал не переходят, даже если нет машин.
•   Переходите улицу с ребенком только по пешеходным переходам, а на перекрестках – по линии тротуаров.
•   Родители должны помнить, что ребенок обучается движению на улице прежде всего на примере родителей и позднее - на собственном опыте. Поэтому нарушение родителями рекомендаций, приведенных выше, ведет к неправильному поведению детей на улице, которое в последствии исправить крайне сложно.
•   Наблюдайте вместе с ребенком за дорожным движением. Анализируйте ошибки, допускаемые пешеходами на глазах ребенка:


Ошибка – «Обходи трамвай спереди, а автобус - сзади». Это правило не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади и спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти столкновение.
Правило: Выйдя из автобуса или троллейбуса, постарайся найти пешеходный переход, а при его отсутствие – перекресток и далее поступай уже в соответствии с разделом 4. «Обязанности пешеходов» Правил дорожного движения: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Ошибка – «При переходе улицы посмотри налево и, дойдя до середины, посмотри направо». Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Правило – Прежде чем перейти дорогу, остановитесь, посмотрите в обе стороны, убедившись в безопасности, переходите улицу, постоянно контролируя ситуацию.

Ошибка – «Если не успел перейти дорогу, остановитесь на островке безопасности или на середине дороги». Эта ситуация так же опасна.
Правило – Необходимо рассчитывать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги и ни шагу, ни вперед, ни назад.

Ошибка – «Не играй на дороге, возле дороги, а играй во дворе дома».
Правило – Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

Ошибка – «красный стоп, желтый – приготовься, зеленый – иди». Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора, то с другой стороны горит красный, и наоборот.
Правило – Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый сигнал для автомашин.
Желтый – не «приготовься», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешеходов желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешается заканчивать проезд перекрестка.
Зеленый разрешает движение.

Ошибка – Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются!
Правило - Переходя улицу, ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились

Ошибка – «Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя». На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев её, и попадают под автомобиль.
Правило – Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Ошибка – Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева.
Правило – Если пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

Ошибка – Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает. Дети не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля.
Правило – Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так. Чтобы он не мог вырваться.

                 На улице ребенка должны спасать взрослые: родители и водители!
Опытные водители ежедневно спасают детей вырвавшихся из рук взрослых!
Такой водитель заблаговременно замечает малонадежную пару «взрослый – ребенок      за руку с ним», снижает скорость, увеличивает интервал, словом готовится к экстренному торможению.
К сожалению, так ведут себя далеко не все водители – одни от неопытности, другие из-за того, что не ставили перед собой задачу компенсировать своим поведением ошибки юных пешеходов.
В цивилизованном мире существует так называемый «принцип доверия», основываясь на котором, участники движения  полагаются на то, что действия каждого соответствуют ПДД.
Однако дети выведены из «принципа доверия». Это означает, что от водителя требуется учитывать возможности нарушения детьми правил движения, нелогичных, неразумных действий и стремиться избегать дорожных происшествий, несмотря на эти ошибки детей.
             
                Ребенок мал, но вот взрослые на улице ошибаться  не имеют права.   

                                                           Начальник отдела ГИБДД УВД по ЗАО г. Москвы
полковник милиции          С.Н. Чамовских

 

 

Что такое «готовность к обучению в школе»

Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему наверняка несложно будет учиться в первом классе»,- часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтение и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Более того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

Ребенок всегда, вне зависимости от возраста, готов к получению новых знаний, т.е. готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы разного характера? Это можно объяснить следующими причинами:

1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, хотя обучаться способны все дети.

2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не ожидая изменений со стороны школы.

3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования. Отклонение от них в любую сторону может значительно «усложнить» жизнь ребенка.

Подготовка к 1 сентября

Вещи, которые покупают первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами:

1) Максимальной прочностью;

2) Максимальной простотой в эксплуатации;

3) Легкой заменяемостью.

Рюкзак (ранец) должен быть в первую очередь прочным, чтобы с достоинством выдержать все испытания. Пенал максимально простой конструкции, без умопомрачительного количества отделений, резинок-держателей и сложных замочков, иначе, ребенку придется потратить от пяти до десяти минут (в зависимости от психомоторного развития малыша) на его заполнение. У него этих десяти минут может и не быть. И потому ручки, фломастеры и карандаши ссыпаются в портфель как попало, при этом, естественно, теряются и ломаются.

Большинство детей при поступлении в школу проходят период психологической адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно. Что-то забывают, что-то теряют. Например, Вы приобрели для своего малыша эксклюзивную школьную «снасть», а он ее потерял, испортил, сломал … Вам это безразлично? Возможно. Но ребенку-то, поверьте, нет! И начинать с подобной неудачи его школьную жизнь вовсе неуместно. Пусть «снасти» (ручки, карандаши, ластики и т.д.) будут недорогими, но пусть их будет много. Потерял? Сломал? Ничего страшного. Вот они лежат, в ящике. Впредь будь аккуратней…

Маленькие психологические хитрости

Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей – это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка – это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик – серия ластиков с однотипными картинками. И так далее.

Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и не знакомый ему мир. Портфельчик – это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное. Например, фотография мамы или сестренки, маленькая игрушка и т.п.

Если к 1 сентября Вы дарите что-то не своему, а «чужому» первоклашке, поступить следует очень просто: зайдите в хороший канцелярский магазин, посмотрите на прилавок, вспомните свое детство и приобретите то, что Вам - ребенку очень-очень хотелось бы иметь. Даже если Вы купите что-нибудь совершенно абсурдное в контексте первого класса (например, готовальню) – ничего страшного. Первоклашка и сам не знает, что ему понадобится, и будет страшно рад любой красивой вещи из «взрослого», школьного мира. А готовальня пригодится. Со временем.

Список – это святое

Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее, подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список – это обязательно. Собственно подарки – то, что приобретается сверх списка. Для младшеклассников обозначить подарок очень просто. Приходите, вооружившись списком, на школьный базар, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку:

- Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел – все-таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что-нибудь красивое…

Первоклашка даже жадничать не будет – попросит, скорее всего, какую-нибудь яркую мелочь. Купите обязательно.

А праздник?

А теперь о самом главном – на 1 сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть – решать вам, вашей семье. Для кого-то это семейный поход в «Макдоналдс», для кого-то – балет в Большом Театре или спектакль в театре Кукол, для кого-то – катание на аттракционах, для кого-то просто торжественный семейный обед. Но праздник должен состоятся. И решающее слово о том, каким ему быть, - у ребенка, виновника торжества.

И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один раз в году – праздник школы. Все остальное – будни, нотации, дневники, двойки, диктанты. Вы ведь хотите, чтобы Ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь, возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь! Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

Школьная форма

Психологи установили, что, надевая новую одежду, ребенок чувствует себя новым человеком, начинающим новую жизнь. Это важное условие инициации – посвящения в новый статус – статус школьника.

Подарок ученику

Что подарить первокласснику в первый день школьной жизни? Подходящим подарком может стать настольная лампа. Даже если в доме достаточно осветительных приборов, ваш подарок не будет лишним. Собственная лампа поможет ребенку осознать себя в новой для него роли школьника.

Выбирая осветительный прибор, позаботьтесь о его удобстве и безопасности. Кронштейн должен быть гибким, головка подвижной, а лампочка в меру яркой (оптимально 60 Вт). Абажур или колпачок - легко моющимся и достаточно большим, чтобы прямой свет ни в коем случае не падал в глаза ребенку. Не покупайте лампы дневного света – от них портится зрение.

Если будущий школьник не дружит со словом «порядок», - подарите ему лампу, например, со встроенным пеналом, тогда может быть, карандаши и ручки не будут потеряны в первый день учебы, а будут аккуратно помещены в этот самый пенал. Если же Ваш первоклассник – кандидат в вундеркинды и его не оттащить от книжек, купите галогеновую лампу. Это хоть как-то компенсирует повышенную нагрузку на зрение.

 

Рекомендации родителям

 

Если у ребенка «трудный» характер:

1. Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки. В других случаях мы бурно реагируем на поступки ребенка, ничем не напоминающие наши, только потому, что не можем его понять. Осознав, почему мы реагируем на поступки ребенка тем или иным образом, мы поможем самим себе.

2. Понимая свою негативную реакцию на поведение ребенка, мы сможем избежать разногласий. Старайтесь думать не о сопротивлении, а об изменениях.

3. Даже если вам удастся изменить поведение ребенка, это произойдет не за одну ночь.

4. Не стыдите ребенка и не отталкивайте его. Никогда не говорите: «Как не стыдно!» или «Я не люблю тебя!». Не читайте ребенку долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью коротких – чем короче, тем лучше – и простых наставлений.

5. Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.

6. Подумайте, не стимулирует ли ребенка избыток активности.

7. Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научаются ясно выражать свои желания и эмоции.

8. Вместо того чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытайтесь выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями, похвалой.

 

Если ребенок тревожен и испытывает страхи...

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

2. Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.

3. Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».

4. Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.

5. Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно обращаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).

6. Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.

7. Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем.

8. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.

9. Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение всего дня, даже в выходной день. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.

10. Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу и страх. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.

11. Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берется».

12. Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

13. Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалистов психологических центров.

 

Если Вы хотите избежать соперничества между детьми:

1. Не старайтесь всегда относиться к детям одинаково: просто относитесь к ним справедливо.

2. Помните, что дети не обязаны постоянно помогать своим братьям или сестрам. Иной раз им необходимо побыть в одиночестве.

3. Проявления справедливости, любви и уважения способствуют установлению дружеских отношений между детьми в одной семье, вызывают у них желание помогать друг другу.

4. Не беспокойтесь, если дети часто спорят. Споры с братьями и сестрами помогают ребенку понять, что такое взаимоотношение, и обеспечивают его ценными уроками доверия и дружбы.

5. Если после уговоров дети продолжают ссориться и браниться, воспользуйтесь методом «разделения территорий». Но не пользуйтесь этим методом в течение всего дня, так как дети быстро забывают об обидах.

6. Вам незачем каждый раз вмешиваться в споры и драки своих детей. Если Вы будете избегать обязанностей судьи, значит, дети возьмут их на себя, чтобы разрешить проблему.

7. Некоторые дети дерутся и устраивают ссоры, чтобы привлечь внимание родителей. Возможно, ребенок думает, что его меньше любят. Попытайтесь развеять эти сомнения.

8. Не забывайте детям повторять, что Вы им доверяете: вместо того, чтобы причинять вред друг другу, они обретут чувство ответственности и единства – ради общей пользы.

 

Если ребенок плохо запоминает ...

1. Учите ребенка ставить цель запоминать надолго.

2. При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование рисунков.

3. Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.

4. Ребенок запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.

5. Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.

6. Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: - о чем или о ком говорится в тексте;

- что об этом говорится.

7. При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

8. Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. Память любит разнообразие: после русского учите чтение и т. д..

9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем 7 часов подряд в один день.

10. Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.

11. Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

 

Если ребенок медлителен ...

1. Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть.

2. Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.

3. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.

4. Никогда не позволяйте своему ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.

5. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах – подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.

6. Всегда помните о том, что вашему ребенку нужно время на «раскачку».

7. Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условие, облегчающее ребенку выполнение задания в более быстром темпе.

8. Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением и темпом, стремится согласовать свои действия с действиями других.

9. Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.

10. Вырабатывайте у ребенка чувства времени.

11. Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.

 

Если ребенок застенчив и не проявляет самостоятельности:

1. Выражайте безусловное расположение ребенку.

2. Общайтесь с ребенком доброжелательным тоном.

3. Только такое общение с застенчивым ребенком не спровоцирует повышение тревожности.

4. Чаще поощряйте застенчивого и несамостоятельного ребенка. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.

5. Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не всегда способен ее попросить.

6. Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

7. Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите его идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство.

8. Помогите застенчивым и несамостоятельным найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошее, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.

9. Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.

10. Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

11. Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.

12. Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

13. Учите ребенка умению общаться с другими людьми.

14. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

15. Общайтесь с ребенком на уровне его роста, «глаза в глаза», то есть в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

16. Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.

17. Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

 

Если ребенок агрессивен...

1. Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

2. Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать.

3. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

4. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

5. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

6. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.

7. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимание окружающих.

8. Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.

9. Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повториться.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

 

Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу:

1. Фамилию, имя, отчество свое и родителей;

2. Свой возраст (желательно дату рождения);

3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия); дни недели (их количество, последовательность);

5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие; домашние наших лесов, жарких стран, Севера); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель; а также уметь разделить их на две основные категории: живое и неживое;

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – вниз и т. д.);

9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

10. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке; устанавливать последовательность событий;

11. Запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов;

12. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).

 

Чтобы ваши усилия по подготовке ребенка к школе были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.

2. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними спехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятие с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

 

Три школьных кризиса.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую.

Первый класс.

     Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
     Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
     Каковы признаки успешной адаптации?
     Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе.
     Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Если программа сложная - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Очень важно на первых порах вселить в школьника веру в успех, не давать ему поддаваться унынию, иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
     Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий. Часто родители слишком усердно "помогают" ребенку. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет это делать в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
     Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья, что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать. Помогите ему в этом непростом деле!
     Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем. Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел. Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом.

Пятый класс.

     Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста.
     Какие плюсы несет в себе переход из начальной школы в среднюю?
     Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны.
     В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Подростковый возраст связан прежде всего с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему? Ни в коем случае не смешивайте понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учебе.
     Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. Зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанное с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают ваши взаимоотношения.
     Еще одной особенностью детей 10 - 11 лет является их возросшая степень самостоятельности. Эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики, у них появляются сомнительные знакомства.
     Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему кампанию.

Десятый класс.

     Если вашему ребенку придется перейти в другую школу, то для вас будут актуальны все советы, которые мы давали для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в десятый класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.
     Какие особенности необходимо учитывать родителям взрослых школьников?
     Во-первых, часть детей уже определились со своими профессиональными предпочтениями. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором?
     Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше. Но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Все это окажется для него очень полезным в будущем.
     Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважения права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Мнение сверстников в данные возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения. Успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит от того, каким способом родители помогают ему в этом важном деле. Мы надеемся, что знание некоторых "тонких моментов" в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь и вам, и вашим детям.

В плену домашней работы.

     Не секрет, что есть немало детей, для которых школа является источником постоянного стресса. А если они испытывают стресс и дома, когда вместе с родителями выполняют заданные упражнения?. Приведенные ниже приемы, опубликованные на сайте министерства образования США, помогут Вам избежать обид, гнева, неудовольствия, растерянности и еще множества отрицательных эмоций, которые зачастую сопровождают безобидный на первый взгляд процесс, называемый домашней работой.

  • 1. Составьте расписание.

         Многим детям помогает, если у них есть четкий распорядок дня. Делать ли уроки сразу после прихода из школы или же после ужина - любой ребенок может решить для себя самостоятельно. Но вот после того, как время определено, родители должны помочь ребенку придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Через некоторое время домашняя работа станет естественной частью обычного распорядка дня. Очень важно, чтобы взрослые каждый вечер проверяли выполненные задания. Такое действие родителей становится для ребенка знаком завершенности работы, дает ему чувство безопасности и уверенности, что уроки сделаны без ошибок.

  • 2. Распределите задания по важности.

         Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Они считают все задания одинаково значимыми и не устанавливают никаких приоритетов. Другие используют количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым и так далее.

  • 3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

         Многие родители считают, что их дети просто не в состоянии работать, если они не сидят рядом с ними. На самом деле неверно, что дети не могут работать без родителей, они сознательно решают не работать. Это очень нездоровая зависимость. Если вы уже оказались в подобной ситуации, не стоит немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока наконец ваш ребенок не будет работать самостоятельно.

  • 4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

         Есть у взрослых такая привычка: сначала обращать внимание на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте те задания, которые сделаны без ошибок, и похвалите его.

  • 5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

         Это нормально, если ребенок все время действительно работает и если задание на самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если вы видите, что спустя час или два ребенок находится в том же положении, как и через десять минут после начала работы, надо срочно прекратить эту деятельность.

  • 6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

         В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Тогда он будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

  • 7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

         Родители часто говорят, что они никогда не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если б наше общение происходило только на вербальном уровне. Гримасы, напряженная поза, вздохи, поднятые брови - эти невербальные сообщения только добавят напряженности в ваши взаимоотношения ребенком. Особенно важно об этом помнить, если речь идет о маленьких детях, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и полной потерей родительской любви.

  • 8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

         Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю домашнюю работу. Дети чувствуют себя "неадекватными", когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они воспринимают это как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама и папа. Если ребенок не смог доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой подробно объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.